Специальный проект 16+ АлгоРИТМ успеха

Гибкость как ценность: какие изменения нужны бизнесу, чтобы пережить конкурентов

Пандемия усилила давление инфляции, привела к разрыву цепочки поставок и изменила потребности рынков. Перед бизнесом выросли нестандартные проблемы, требующие срочных инновационных решений. Справились не все: весной 2020 года около трети российских компаний оказались в убытке, а к концу года закрылось более 1 млн предприятий.

Долгосрочное планирование — это роскошь, которая осталась в прошлом. На первое место вышли скорость, адаптивность и гибкость, став обязательными условиями развития бизнеса. Лидеры российского рынка рассказывают, за счет чего компании могут стать более гибкими и какие технологии сделают бизнес-систему адаптивной.

Татьяна Жаркова

Генеральный директор Ассоциации ФинТех

В 2021 год рынки вошли с новым мышлением, в основе которого готовность реагировать на вызовы и скорость внедрения технологий. За последние полтора года произошел беспрецедентный рост цифровизации бизнеса. В качестве примера можно привести российский финансовый сектор. Российские банки и до пандемии находились в числе мировых лидеров по уровню цифровизации своих услуг, а карантинные ограничения подтолкнули к тому, чтобы оцифровать наиболее сложные финансовые продукты и процессы, расширить функционал дистанционных каналов обслуживания.

В новой реальности бизнесу необходимо быть гибким, адаптивным и готовым к трансформации. Один из сегодняшних трендов — развитие бизнеса через партнерство. В кооперацию друг с другом вступают даже конкуренты, это явление назвали coopetition (конкуренция плюс кооперация). На финансовом рынке мы видим, как банки вступают в партнерства друг с другом и финтех-компаниями, запускают коллаборации с компаниями из других секторов. Например, «Абсолют банк» (ПАО «АКБ «Абсолют Банк») развивает платформу цифровой ипотеки, к которой могут подключаться застройщики и агентства недвижимости. Альфа-Банк (АО «Альфа-Банк») совместно с X5 Group планирует запуск платежного сервиса. Банк «Хоум кредит» (ООО «ХКФ Банк») до конца года намерен запустить новое бизнес-направление, в рамках которого начнет выдавать потребительские кредиты как агент других банков.

Примеров построения новых бизнес-моделей, основанных именно на партнерстве, сейчас достаточно много. И развитие технологий играет в этом не последнюю роль: открытые интерфейсы (API) помогают снизить стоимость интеграции между партнерами и безопасно обмениваться информацией. А облачные технологии позволяют отдавать ряд бизнес-процессов и IT-сервисов на аутсорс, благодаря чему высвобождаются ресурсы для развития.

Банки больше не ограничивают свое развитие рамками одной бизнес-ниши и двигаются в сторону экосистемных решений, гибридных филиалов, приложений-агрегаторов, маркетплейсов и цифровых персональных менеджеров. У многих членов Ассоциации ФинТех есть такие кейсы. И все они, участвуя в наших проектах и пилотах, становятся агентами перемен в отрасли.


Артем Натрусов

Вице-президент по информационным технологиям компании «Евраз»

Последние два года были интересными для бизнеса. Компании научились работать удаленно или в гибридном формате, и это стерло географические границы для рынка труда. Во многих профессиях проживание сотрудника в другом регионе перестает быть проблемой. И это новый вызов.

Если говорить про работу с удаленными командами, то это может быть как преимуществом для компании, так и недостатком. Такие компании, как «Евраз», способны воспользоваться этим: расширить и укрепить свою команду, не ориентируясь на географию и выбирая оптимальных сотрудников. Мы научились с этим работать, и это — конкурентное преимущество. Но у компаний, которые игнорируют эту тенденцию, просто заберут лучших людей.

В гибких командах путь микроменеджмента малоэффективен — нужно качественное управление по целям и задачам. Это во многом другой способ управления: более точные KPI, более частый пересмотр целей, больше Agile в практиках. Людям не хватает общения, а значит, нужно больше стендапа и обмена. Видеоконференции в Teams (12+) или Zoom (12+), доски на основе Microsoft Azure Boards (12+) , Trello (12+) или Miro (12+) — все это очень помогает в организации работы удаленных команд.

Но адаптивность и гибкость не ограничивается этим. Бизнесу надо быстро реагировать на изменения в ассортименте, каналах продаж и внутренних процессах. И то, насколько оперативно компания может это делать, влияет на ее продуктивность и финансовые результаты. Когда все механизмы работают слаженно, изменения на стратегическом или тактическом уровне могут быть легко реализованы с помощью эффективно построенных бизнес-процессов и информационных технологий.

Например, большой тренд года — это программа дебюрократизации. В рамках нее мы улучшили более сотни бизнес-процессов в «Евразе»: людям стало удобнее исполнять свои должностные обязанности. Бумажный документооборот заменяется электронным, появляются мобильные устройства, а с помощью заранее полученных QR-кодов наши контрагенты на пунктах пропуска могут бесшовно проехать до места разгрузки. То есть масса небольших улучшений формируется в бо́льшую гибкость и адаптивность для компании.


Михаил Сизов

Руководитель департамента по работе с корпоративными заказчиками Microsoft в России

Умение адаптироваться к быстро меняющимся обстоятельствам внешней среды всегда считалось одним из обязательных атрибутов преуспевающих людей и компаний. Сегодня изменения — это константа современной реальности. Поэтому теперь мало просто уметь адаптироваться к ним, надо научиться жить в них, работать и развиваться. У этого навыка есть две составляющие: технологическая и ментальная. И они должны сосуществовать и развиваться вместе, иначе вряд ли удастся преуспеть.

Технологии создают основу для полноценного развития компании и конкуренции на рынке. Здесь выигрывают те, кто использует комплексные платформенные решения. Они как раз и дают необходимую адаптивность, позволяют быстро перестраивать бизнес-процессы, создавать новые продукты, выводить их на рынок и др. Причем все больше компаний, которые раньше опирались на собственную разработку, отходят от этой стратегии и начинают использовать платформы международных вендоров, чтобы в технологическом партнерстве, например, с Microsoft развивать свой бизнес.

Однако технологии без людей, без корпоративной культуры, помогающей принять постоянные изменения как данность, ничто. Особенно это стало очевидно в пандемию, когда с трудностями столкнулись не только те компании, которые не были готовы технологически, но и те, для кого переход на «удаленку», казалось бы, не составил труда.

Я замечаю, что в последнее время у наших заказчиков особой популярностью пользуются встречи, на которых Microsoft делится опытом, как в нашей компании организованы процессы, как мы развиваем корпоративную культуру, как способствуем ментальному здоровью сотрудников. И это очень хороший знак. Я убежден, что в постоянно меняющемся мире будут преуспевать только те компании, которые заботятся о своих сотрудниках, оказывают им поддержку, помогают справляться с выгоранием, правильно организовать день, чтобы соблюсти баланс между работой, отдыхом и семьей. Словом, способствуют тому, чтобы люди хорошо себя чувствовали в новой реальности и при этом добивались поставленных целей. Ведь если в компании работают счастливые сотрудники, то она обречена на успех.

Все разделы