Специальный проект 16+ АлгоРИТМ успеха

Сколько вешать в граммах: как Dodo Brands будет экономить с ИИ Microsoft

Как точно спрогнозировать объем закупок ингредиентов для ресторанов? В решении этой задачи может помочь искусственный интеллект. Сеть пиццерий «Додо Пицца», входящая в состав компании Dodo Brands, в партнерстве с компаниями Crayon и Microsoft внедрила такую систему на базе Microsoft Azure Machine Learning. Она позволит компании экономить до 54 млн рублей в год.

То больше, то меньше

Известно, что успешная работа ресторанов зависит от множества факторов. В число ключевых входит правильное планирование и заказ необходимых ингредиентов.

Раньше каждый ресторан крупнейшей в России и Казахстане сети пиццерий «Додо Пицца» самостоятельно определял объем закупок продуктов. Из-за отсутствия единого алгоритма и программного обеспечения управляющие тратили на расчеты и размещение заказов до 4–5 часов в неделю.

Расчет необходимого количества ингредиентов делался в простых таблицах либо формировался приблизительно. Часто возникали ситуации как с перезакупкой, так и с нехваткой ингредиентов. Кроме того, возникали сложности из-за сбоев работы почты и интернета, недостатка опыта у сотрудников новых пиццерий.

Такие ошибки с заказом ингредиентов ухудшали клиентский опыт и уменьшали выручку.

«Додо Пицца» нуждалась в централизованной системе, которая позволила бы упростить прогнозирование расхода ингредиентов, исходя из спроса на позиции меню в каждом конкретном ресторане.

Расчет за две минуты

Решением проблемы стала разработка интеллектуальной предиктивной системы, которая учитывает различные тренды (например, рост спроса по мере потепления весной), календарь праздников, маркетинговую деятельность компании, местные события и многие другие факторы. Она была создана компанией Crayon, партнером Microsoft, в сотрудничестве с ИТ-командой Dodo Brands на базе решения Microsoft Azure ML, которое применялось для анализа данных, выбора фреймворков и тренировки тестовых моделей. Также для ускорения вычислений был использован сервис Azure Databricks.

Теперь список необходимых для заказа ингредиентов управляющий рестораном может получить буквально за две минуты.

«Задача была интересной: после анализа данных стало понятно, что есть довольно большое количество разных классов ингредиентов, шаблоны потребления которых отличаются друг от друга. Для каждого из этих классов пришлось подбирать отдельную модель для прогнозирования», — рассказывает директор центра компетенций по искусственному интеллекту и анализу данных «Crayon Россия» Владимир Еронин.

Созданная система интегрирована с платформой Dodo IS, которая объединяет инструменты для управления всеми бизнес-процессами ресторана в удобном едином интерфейсе.

Внедрение позволило значительно уменьшить загруженность команды ресторана, а также повысить точность прогнозирования закупок ингредиентов на 18%.

Сплошная экономия

Суммарную экономию от масштабирования решения «Додо Пицца» оценивает в сумму до 4,5 млн рублей в месяц, учитывая сокращение прямых потерь выручки и уменьшение числа срочных довозов, требующихся при недостатке заказанных ингредиентов. Таким образом, компания планирует экономить до 54 млн рублей ежегодно.

«Автоматизированный процесс расчета заказа сокращает трудозатраты управляющих наших пиццерий (в масштабах сети это экономия до 1,1 млн рублей в месяц), а также снижает нагрузку на логистическую систему. Самое главное, что использование алгоритма повышает точность прогнозирования, а значит, снижает потери выручки», — делится руководитель направления логистики Dodo Brands Евгений Леонтьев.

На сегодняшний день система уже работает в 50 ресторанах компании. Следующий этап проекта будет включать дальнейшее развертывание системы на сеть ресторанов, а также интеграцию ее с системами поставщиков ингредиентов. Авторасчет заказа может быть масштабирован и применен для всех стран и концепций Dodo Brands.

Также компании планируют совместную разработку и других моделей прогнозирования, например, для запуска новых продуктов, реализации маркетинговых кампаний, планирования локальных событий и т. д.


Как умное прогнозирование спроса помогает «Ленте» стать «зеленой»

Одна из крупнейших в России торговых сетей — «Лента» — с помощью умного прогнозирования спроса может предсказывать желания клиентов даже отдельных магазинов. В этом ей помогло решение, созданное на базе инструментов искусственного интеллекта из облака Microsoft Azure. Новый подход дал возможность «Ленте» не только снизить затраты, но и стать более «зеленой» компанией.

Уменьшить списание товаров и улучшить экологию

Для «Ленты» точное прогнозирование спроса — ключ к обеспечению эффективной цепочки поставок, успешной работе магазинов и удовлетворению клиентов. Более того, это важный шаг на пути устойчивого развития: при производстве товарного ассортимента выделяется углеводород, и уменьшение количества невостребованных остатков положительно влияет на снижение вредных выбросов, а также помогает сократить объем пищевых отходов.

Когда локальное решение прогнозирования спроса перестало удовлетворять требованиям компании, она начала искать масштабируемый способ анализа и прогноза спроса в розничных магазинах.

«Мы стремились автоматизировать процесс прогнозирования спроса, чтобы сократить списание товаров в магазинах и увеличить их доступность на полках, — рассказывает менеджер по развитию департамента управления запасами «Ленты» Татьяна Бинецкая. — Нам было важно выявить проблемы, которые могут негативно влиять на качество прогноза продаж, а также интегрировать эти принципы в алгоритм прогнозирования».

При этом объединения статической информации с экспертными системами или использования простых систем с линейным подходом ритейлеру оказалось недостаточно. Им нужно было более совершенное решение.

Эффект масштаба

«Лента» нуждалась в решении для всей сети магазинов. Однако компания планировала использовать его только два часа каждой ночью: между появлением новых данных и автоматическим размещением заказов. В остальное время решению пришлось бы простаивать или заниматься низкоприоритетными задачами.

Именно поэтому ритейлер решил использовать инструменты искусственного интеллекта из облака Microsoft Azure. Azure Databricks обеспечивает обработку больших данных в режиме реального времени с помощью машинного обучения и дает торговой сети значительное преимущество в скорости. Компания получает информацию из Data Lake и передает ее в Power BI для визуализации различных метрик.

«Раньше на получение прогноза могло уходить несколько дней, и требовалась помощь специалистов, — отмечает Бинецкая. — Сейчас же мы интегрируем мастер-данные из исходной системы и получаем новые прогнозы уже на следующий день, включая данные об акциях».

Система позволяет «Ленте» доставлять нужные товары в необходимых объемах, снижать затраты и позитивно влиять на экологическую ситуацию на планете.


Как «Магнит» повысил безопасность с помощь облака

Одна из крупнейших продуктовых сетей в России «Магнит» насчитывает более 25 тыс. магазинов. С помощью облака Microsoft ритейлер создал безопасную среду для эффективного взаимодействия не только между сотрудниками, но и внешними контрагентами.

Всегда на связи

В компании «Магнит» работает более 340 тыс. человек. Для централизации их усилий, повышения эффективности взаимодействий и обеспечения безопасности не обойтись без облачных инструментов. В частности, для того чтобы сотрудники и поставщики компании могли работать слаженно, даже находясь на удаленке, «Магнит» использует Microsoft Teams. Платформа для коммуникаций и совместной работы дает возможность эффективно взаимодействовать как внутри большой территориально распределенной компании, так и с внешними контрагентами. Использование разрозненных каналов коммуникации (почты, телефона, мобильных мессенджеров, обмена документами и т. п.) с ними замедляет решение операционных вопросов. В Teams эффективность существенно возрастает, а главное, появляется единый источник информации по проекту.

Безопасность превыше всего

При таком количестве поставщиков и сотрудников, многие из которых работают вне офиса и используют собственные устройства, особенно важно тщательно следить за кибербезопасностью. Тем более что, как показывают исследования, киберпреступники в пандемию активизировались и угрозы стали изощреннее.

Для защиты коммуникаций с десятками тысяч внутренних и внешних пользователей «Магнит» использует Azure Active Directory. Безопасность обеспечивается за счет условного доступа и многофакторной аутентификации.

«Благодаря Azure Active Directory мы можем легко управлять доступом и идентификацией, а также обеспечивать соблюдение строгих правил безопасности, — поясняет Валерий Сухов, ведущий эксперт отдела кибербезопасности «Магнита». — Мы знаем, какие служебные устройства используются, из какой сети идет подключение и кому разрешен доступ».

Строгие меры безопасности применяются для различных подключенных корпоративных и личных устройств. «Мы используем Microsoft Intune для управления мобильными устройствами, — отмечает Валерий Сухов. — Мы можем защищать корпоративные приложения и информацию на мобильных устройствах, включая смартфоны, планшеты и ноутбуки. Это касается и личных устройств, если используются сервисы доступа к ресурсам компании».

Ежегодно «Магнит» проводит тестирование устойчивости корпоративной инфраструктуры к проникновениям злоумышленников. Специалисты отдела кибербезопасности и привлеченные внешние эксперты работают над тем, чтобы удостовериться, что информационные системы, развернутые в облаке Microsoft Azure, защищены надежно, а интеллектуальные инструменты Azure Sentinel и Defender ATP позволяют реагировать на угрозы в режиме реального времени, предотвращая их прежде, чем они смогут нанести вред.

Благодаря надежной системе безопасности и гибким политикам «Магниту» удалось централизовать управление пользователями и устройствами, снизить затраты и улучшить производительность и скорость работы во всей компании с Microsoft 365 и Power BI.


Как «Северсталь» развивает культуру инноваций

В одном из ведущих производителей стали в России — компании «Северсталь» — работает около 50 тыс. человек. Предприятия, входящие в ее состав, расположены в самых разных уголках страны. Единая система коммуникаций, построенная на базе Microsoft Teams, помогла «Северстали» повысить эффективность сотрудников и построить уникальную цифровую корпоративную культуру.

«Северстали» необходимо было добиться повышения вовлеченности каждого сотрудника в производственные и управленческие процессы, особенно учитывая ее географическую распределенность. Решить задачу помогла платформа коммуникаций и совместной работы на базе Microsoft Teams, которая эволюционирует вместе с компанией.

Во многом благодаря этому инструменту весной 2020-го компании удалось сохранить непрерывность бизнеса при переходе на удаленку, а впоследствии организовать гибридный формат работы. Использование Microsoft Teams придало стимул к развитию сотрудничества как внутри отделов, так и между департаментами. Оказалось, решение позволяет продуктивнее взаимодействовать с коллегами и обсуждать новые идеи.

«Использование Microsoft Teams в определенной степени повлияло на становление новой культуры цифрового взаимодействия в компании — этот инструмент предоставляет возможности, которые сейчас необходимы. Он позволяет почувствовать себя максимально близко к коллективу, находясь при этом где угодно далеко от него», — рассказал Алексей Смирнов, бизнес-ассистент АО «Северсталь-инфоком».

Масштабная обучающая программа «Цифровая сталь», направленная на формирование нового мышления, была запущена в «Северстали» в 2020 году. Как отмечает Алексей, значительная часть коммуникаций и совместной работы по этому проекту была построена в Microsoft Teams. Цель программы — научить сотрудников современным подходам и технологиям. Овладев базовыми знаниями, они начинают по-другому относиться к технологиям, осознавать, какие перспективы они открывают. А получив более глубокое понимание цифровых процессов, сотрудники начинают инициировать проекты и предлагать конкретные решения, в результате чего внутри компании формируется продвинутое сообщество, которое помогает преодолеть общий дефицит идей.


Как BIOCAD обеспечивает безопасность научных разработок — опыт внедрения Microsoft Teams

Одна из крупнейших биотехнологических компаний в России BIOCAD работает с научными разработками — крайне чувствительным типом данных, требующем особой защиты. Чтобы свести к минимуму вероятность раскрытия конфиденциальной информации, производитель использует сервисы и решения Microsoft, которые также помогли обеспечить непрерывность бизнеса при переходе на гибридную работу.

На страже данных

Компания работает с научными разработками, которые являются крайне чувствительным типом данных, требующем особой защиты. Поэтому BIOCAD использует Azure Monitor для отслеживания общей IT-производительности и многофакторную аутентификацию. Работая по всему миру, компания должна отвечать требованиям не только российских, но и международных регуляторов. Чтобы свести к минимуму вероятность раскрытия конфиденциальной информации, вся коммуникация по проектам ведется на платформе Microsoft Teams, которая поддерживает более 90 нормативных стандартов и законодательных актов. Это особенно актуально, учитывая гибридный формат работы компании.

«Для BIOCAD, как для высокотехнологичной компании, информация является ключевым ресурсом. Ежедневно наши сотрудники в России и за рубежом работают с данными по новейшим разработкам и исследованиям, поэтому нам важно обеспечить надежную защиту коммуникаций и безопасность хранения данных», — поделился Михаил Мартынов, заместитель генерального директора по информационным технологиям BIOCAD.

Эффективно и безопасно

Чтобы повысить эффективность взаимодействия с партнерами и подрядчиками, компания активно тестирует сервис Azure Information Protection. Он позволяет точнее классифицировать и лучше защищать документы и электронную почту, размечая их ярлыками. Благодаря этому партнеры и подрядчики смогут получить доступ к необходимой им информации, а сохранность данных не будет нарушена.

Весной 2020 года BIOCAD перевел на удаленный, а впоследствии и гибридный формат работы около половины сотрудников. Сохранить непрерывность бизнеса, повысить эффективность взаимодействия команд удалось с помощью Microsoft Teams и других сервисов Microsoft.

«Мы стремились сохранить привычный уровень продуктивности в условиях гибридной работы, — рассказывает директор департамента инфраструктурных решений компании Павел Пальников. — Наши сотрудники чувствуют связь друг с другом, и рабочий процесс проходит легко. Microsoft 365, Teams и Azure дали нам наборы интегрированных между собой инструментов, которые маловероятно реализовать с помощью локальных решений, от совместной работы над документами до видеоконференций и повышения безопасности».

Скоро - еще больше историй успеха
Все разделы